Литературные события
Петроглиф – 2015
…В том-то и уникальность задуманного карельским писателем Владимиром Софиенко литературного «Петроглифа», что кочующий фестиваль в каждом новом уголке карельского края вскрывает новые пласты культуры, литературы, искусства именно этой местности. И задача – не просто привлечь внимание писательской братии к суровым и в то же время таинственным перипетиям жизни Севера, но ещё и пробудить любовь к этой земле, вызвать желание написать новые книги, связанные с темой этого края.
На этот раз остров Луотосаари объединил писателей из разных регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Фантасты из Санкт-Петербурга Светлана Васильева и Сергей Романецкий проводили свои семинары прямо на берегу озера Хайколя. Озёрный туман как бы участвовал в мистических выступлениях фантастов Дмитрия Казакова и Дмитрия Скирюка, а так же располагал к поэтическому восприятию выступления руководителя Волошинских чтений Андрея Коровина.
Разве не интересно побывать в старинной карельской избе, посмотреть на ткацкий станок и так удивительно натянутые нити! Разве не интересно послушать, как эти нити домотканых дорожек могут вплетать в себя поэзию полевых цветов и трав? А как могут отражать они и рябиновую нежность, и всполохи костров иван-чая? И дымную таволгу? И медуницу?..
Это родовые нити рунопевцев… Нити судьбы обитателей острова Луотосаари. Ведь не случайно Ортьё Степанов в своём романе «Родичи» воплотил жизнь целых поколений деревни Хайкаля. И не случайно сын Ортьё Степанова Михаил стал возрождать эту угасающую деревню. И теперь его жена Ольга, сначала сидя за ткацким станком, читает стихи карельских поэтов Марата Тарасова и Яакко Руггоева. Поэтов, тонко чувствующих божественную природу этой рунопевческой земли.
Время и руны – нечто не исчезающее. Буйство разнотравья. Обычаи, обряды… А что означает порог гостевой избы? А первая балка при входе гостей?.. Участники «Петроглифа» - как дети, так и взрослые – затаив дыхание, слушали её опоэтизирование старинного быта древних жителей Хайколя.
Игра воображения, сказочное восприятие всего, что ребёнок видит и чувствует, разве это не воспитание новой совершенной личности будущего поколения? Расширение глубинного и пространственного сознания – это особенно важный аспект, который не следует упускать из вида ни министрам образования, ни министрам культуры, ни главам республик и городов. У нас одна планета – Земля. И надо научить детей фантастически, сказочно, всей душой любить каждый её уголок. Это и есть одна из основных задач «Петроглифа». Не только взрослые, но и дети. Вместе познавать, радоваться, находиться в едином потоке сознания, сопереживать друг другу, дарить друг другу импульсы творчества.
А надо ли объяснять, насколько незабываемы эти впечатления, когда и взрослые и дети вместе с Дмитрием Скирюком играют в древние игры ещё доисторических времён, египетские игры, игры индейских племён Майи, в которые играли ещё за 5 тысяч лет до нашей эры…
Одной из уникальных особенностей фестиваля была и игра по биному фантазии, разработанная итальянским сказочником Джанни Радари. Поскольку фантазия не имеет границ, то карельским детям эта игра пришлась особенно по душе. Да и сама детская литературно-художественная студия «Биномка», развивающая творческое сознание детей, уже не один год работает в Детско-юношеской библиотеке РК. Здесь же, на острове, игра проходила прямо на берегу озера, рядом со старинным трёхсотлетним амбаром. Очень понравилась эта игра и финским девочкам – Магделене и Амалии. Вместе с мамой Матильдой они сочиняли и рисовали радугу на пикнике.
Незабываемой была и встреча школьников с детскими писателями в ДК Калевалы. Она проходила в рамках культурно-образовательной программы. Перед участниками встречи выступили писатели Андрей Карпин, Юрий Кузнецов, «Остров Ю» дарил всем подарки от московских издательств, А игра в «биномку» стала настоящим открытием не только для детей, но и для педагогов Калевалы. Победительницей игры в «биномку» стала калевальская школьница Софья Протасова. Она не только замечательно разыгрывала сценку по биному ЛЕВ-ДИСКОТЕКА, но и сделала самый красочный рисунок по своей теме.
Экскурсии по Калевале проходили под проливным дождём. Но и эта непогода не помешала всем участникам фестиваля запомнить и музей Кантеле, и само дерево, под которым рунопевец Лённрот складывал руны гениального карело-финского эпоса «Калевала».
И эти экскурсии, и проникновение в быт жителей рунопевческой деревни Хайколя, и турниры поэтов, семинары прозаиков и фантастов, гадания на рунах, красота острова и поднимающийся с озера туман – всё это можно охарактеризовать как своеобразный «Петроглиф» времени в пользу БУДУЩЕГО.
«В пользу БУДУЩЕГО». Так назывался особый приз фестиваля, который вручила представитель журнала «Наука и жизнь» Людмила Синицына самому необычному участнику фестиваля - Анне Сосновой из Кондопоги.
Замечательные поэтические турниры проводили руководитель Волошинского фестиваля Андрей Коровин и его спутница, современная поэтесса Ганна Шевченко.
Первое место в номинации ПОЭЗИЯ заняла Александра Зайцева из Новосибирска. В номинации ПРОЗА победителем стал петрозаводчанин Сергей Пупышев. Ему был вручён первый приз за рассказ «Метелица».
Единственно грустным оказалось осознание того факта, что в возрождаемой рунопевческой деревне Хайколя, так и не могут провести свет… Жаль, что до электричества пока не дотягиваются руны волшебных нитей. Но в заключительной торжественной части фестиваля Ольга и Михаил Степановы выразили надежду, что свет всё-таки будет. И возрождению рунопевческой деревни Хайколя помогут и глава республики, и министерство культуры...
Вера Линькова