Персоналии
Николай Константинович Рерих
Имя Николая Константиновича Рериха (9 октября 1874 - 13 декабря 1947), привычнее связывать с живописью, он был художником и директором Школы поощрения художеств. А еще он был разносторонней личностью. Расскажем о его литературном таланте и о том наследии, которое он оставил в сортавальский период жизни.
Этот период можно разделить на два подпериода. Впервые семья Рерих приехала в Сортавала в декабре 1916 г. Проведя в Сортавала рождественские каникулы, Рерихи вернулись в Петроград, чтоб в мае 1917 года вновь приехать в Сортавала.
В 1921 г. в Берлине вышел сборник стихов «Цветы Мории», состоящий из поэмы «Наставление ловцу, входящему в лес» и трех циклов стихов - «Священные знаки», «Благословенному» и «Мальчику», ставший единственным прижизненным поэтическим изданием художника. Стихи написаны между 1911 и 1921 годами, но большинство между 1916-1919 годами Главная идея поэмы, как и стихов, - пробуждение пытливого человеческого духа.
У Рериха в стихах нет указания на географическое понятие «Север», но северный пейзаж описан точно: скалы, озера, мхи и можжевельники, леса, камни. А человек слит с природой воедино, он живет по ее законам. В стихах угадываются реальные приметы жизни Рериха в Приладожье. Для Рериха север – это красота, тайна, сказка, прошлое мира. Вся природа обладает сокровенными знаниями, и надо только увидеть эти священные знаки.
Бездонно
...Идти неизвестно куда понравилось
нам. Три дня мы блуждали,
с нами огонь, оружье, одежда...
Кругом много птиц и зверья,
чего же? Над нами закаты,
восходы, пряный ветер душистый.
Сперва шли широкой долиной.
Зелены были поля.
А дали были так сини.
Потом шли лесами и мшистым
болотом. Цвёл вереск. Ржавые
мшаги мы обходили. Бездонные
окнища мы миновали. (...)
...Поредели
леса. Пошли мы кряжем
скалистым. Белою костью всюду
торчал можжевельник, светлыми
жилами массы камней сдавились
в давней работе творенья...
Например, в стихотворение «Наш путь»:
Путники, сейчас мы проходим
сельской дорогой. Хутора чередуются
полями и рощами. Дети заботятся
о стадах. К нам дети подходят.
Мальчик нам подал чернику
в бересте. Девушка протянула
пучок пахучей травы. Малыш
расстался для нас со своей
в полоску нарезанной палочкой.
Он думал, что с нею нам
будет легче идти. Мы проходим.
Никогда больше не встретим
этих детей. Братья, мы отошли
от хуторов еще недалеко,
но вам уже надоели подарки.
Вы рассыпали пахучую травку.
Ты сломал корзиночку из бересты.
Ты бросил в канаву палочку,
данную малышом. К чему нам
она? В нашем долгом пути.
Но у детей не было ничего другого.
Они дали нам лучшее из того,
что имели, чтобы украсить
наш путь.
Подытожить рассказ о литературном наследии Рериха Сортавальского периода могут строки Леонида Андреева: «…Рерих единственный поэт Севера, единственный певец и толкователь его мистически-таинственной души, глубокой и мудрой, как его черные скалы, созерцательной и нежной, как бледная зелень северной весны, бессонной и светлой, как его белые и мерцающие ночи».