Памятные места и знаки
Русские поэты и писатели на Валааме
На протяжении веков Валаам был незыблемой твердыней русского иночества, нашим Северным Афоном. Что-то чудесное, не виданное нигде вызывало здесь необъяснимый подъем духа у художников, композиторов, писателей и поэтов.
Одним из первых русских литераторов побывал на Валааме в 1833 году Андрей Николаевич Муравьев (1806 – 1874), известный в свое время духовный писатель. Весьма интересно и колоритно описал Муравьев Валаам в книге «Путешествие по святым местам русским».
Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) посетил Валаам летом 1850 года вместе со старшей дочерью Анной. Их сопровождала Елена Денисьева – последняя любовь поэта.
Из письма дочери Тютчева Анны Федоровны к сестре поэта Дарье Ивановне Сушковой от 10 августа 1850 года:
«Монахи нас приняли с большим гостеприимством, нам предоставили две кельи, весьма опрятные. Мы поели, как схимники, ухи и, так как чувствовали себя смертельно усталыми, легли спать… На следующий день прослушали обедню и гуляли по острову, очень живописному. Вечером того же дня возвратились на Коневец и простояли на якоре у монастыря всю ночь. Это была еще одна чудесная ночь…»
На обратном пути их застала гроза на Ладожском озере. Именно тогда Тютчевым было написано стихотворение:
Под дыханьем непогоды,
Вздувшись, потемнели воды
И подернулись свинцом –
И сквозь глянец их суровый
Вечер пасмурно-багровый
Светит радужным лучом.
Сыплет искры золотые,
Сеет розы огневые
И уносит их поток.
Над волной темно-лазурной
Вечер пламенный и бурный
Обрывает свой венок.
Это путешествие на Валаам стало судьбоносным для поэта. Ф.И. Тютчев и Елена Денисьева стали жить вместе. 14 лет продолжалась столь же блаженная, сколь и мучительная любовь поэта к Елене Денисьевой («О, как убийственно мы любим…»)
Летом 1866 года Валаам посетил поэт Александр Николаевич Апухтин (1840 - 1893). Он приезжал сюда вместе со своим другом Петром Ильичем Чайковским. Обоих глубоко взволновала трагедия юноши Кирилла, покинувшего отчий дом и тайком ушедшего в Валаамский монастырь, где его и нашли обезумевшие от горя родители.
Этот случай послужил Апухтину сюжетом для известной поэмы «Год в монастыре» (1883) Герой поэмы, светский человек, бежавший в монастырь от неудачной любви и пустоты светской жизни, находится в послушании у старца Михаила, которого он описывает восторженно и умиленно. Старец этот, человек святой жизни, показывает герою гроб,
…в котором сорок лет
спит как мертвец он саваном одет,
готовясь к жизни бесконечной…
Однако наблюдательность не изменяет герою, несмотря на его умиление:
Я с умилением и горестью сердечной
Смотрел на этот одр унынья и борьбы.
Но старец спит в нем только летом.
Теперь в гробу суровом этом
Хранятся овощи, картофель и грибы…
Поэма «Год в монастыре» имела большой успех у читателей и была любимым детищем поэта.
В 1872 году поездку по Ладожскому озеру, островам Коневец и Валаам совершил русский писатель Николай Семенович Лесков (1831 – 1895). Свои впечатления он изложил в ряде статей и очерков под названием «Монашеские острова на Ладожском озере», в рассказе «Павлин» и в повести «Очарованный странник». Все они были написаны в 1873 году. По существу Валаам был открыт Лесковым в прозе, так же, как Апухтиным - в поэзии, Шишкиным – в живописи, Чайковским – в музыке.
Вот, например, художественный портрет Валаама в рассказе «Павлин»:
«На прогулки и обозревания здесь не рассчитано; но, однако, мне в обществе трех мужчин и двух дам удалось обойти в одну ночь весь остров и запечатлеть навсегда в памяти дивную картину, которую представляют при бледном полусвете летней северной ночи дикие скалы, темные урочища и тихие скиты русского Афона. Особенно хороши эти скиты с их непробудной тишью. Здесь живут пустынники, для которых суровость общей валаамской жизни кажется недостаточною. Здесь теплят свои лампады люди, умершие миру, но неустанно молящиеся за мир: здесь вечный пост, молчанье и молитва…»
Так же эпически спокойно начинается повествование в «Очарованном страннике»: «Мы плыли по Ладожскому озеру к Валааму и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле».
И далее начинается рассказ рясофорного монаха Валаамского монастыря Ивана Северьяновича Флягина, этой благороднейшей русской души, который всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. Пожалуй, Иван Северьянович – самый значительный из всех лесковских героев. Человек особенный, исключительный, человек странной и необычной судьбы, с детства «предназначенный» для монастыря и постоянно помнящий об этом, он, однако, не может преодолеть чар мирской жизни и расстаться с нею. По яркости и эпической широте повествования «Очарованный странник» относится к лучшим повестям Лескова.
Василий Иванович Немирович-Данченко (1844 – 1936) известный писатель-очеркист посетил Валаам в 1883 году. Результатом его поездки явились книги «Крестьянское царство», «Мужицкая обитель», в которых он проявил большую наблюдательность, дал зарисовки с натуры, портреты монахов, множество любопытных деталей из жизни и быта Валаамского монастыря.
Августовским днем 1895 года к Валааму подошел пароход «Петр 1». На берег вместе с богомольцами, паломниками и монахами вышел молодой человек в студенческой тужурке. Это был 22-летний студент Московского университета Иван Сергеевич Шмелев (1873 – 1950), который стал впоследствии автором ряда глубоких произведений, таких как «Гражданин Уклейкин», «Человек из ресторана» и др. После долгого путешествия по бурной Ладоге Шмелев был потрясен суровой красотой скалистых берегов Валаама. Он провел на острове несколько недель и, вернувшись в Москву, написал книгу о своем путешествии «На скалах Валаама. За гранью мира». Судьба этой книги печальна. При издании были неприятности с духовной цензурой, где отмечалось, что «монашеская жизнь производит на автора удручающее впечатление – тут могила, в которой бесполезно для мира гибнут крупные характеры… Жизнь в монастырях представляется автору механической, ведущей к одичанию, ужасною.» Много лет спустя, когда Шмелев давно уже жил в эмиграции, писатель снова возвращается к Валааму в своих воспоминаниях «Старый Валаам» (1936 год Прага):
«По сходням идет монах, машет нам чем-то, завернутым в белую бумагу. - Обители благословение на путь вам.
Я беру с поклоном, развертываю и вижу – хлеб! Чудесный хлеб валаамский, ржаной, душистый, с тонкой корочкой, пахнет и пряником и медом. Отрезок длинной ковриги, фунтов на пять. Тут же мы и едим его, крестясь на золотые кресты и синие купола собора. Мы едим валаамский хлеб, тесно у нас в груди. Глаза смотрят на все прощально, жадно. Никогда больше не увидим? Никогда. В грезах увидим, в снах.
Гудок. Прощай, Валаам, чудесный, светлый. Мы говорим друг другу, говорим взглядами и пониманием: как хорошо мы сделали, что выбрали – почему-то – Валаам целью поездки нашей, первого в жизни путешествия. Говорим глазами:
- Правда, ведь хорошо?
- Правда, хорошо».
В 1935 году на Валааме побывал Борис Константинович Зайцев (1881 – 1972) - «последний из могикан» русской литературы досоветского периода. В 1922 году писатель был вынужден оставить Россию, жил в Париже. Очерки о пребывании на Валааме вышли в 1936 году в книге «Валаам»:
«Пароходик недолго стоял у пристани Сердоболя. Свистнул и отвалил, двинулся ежедневным путем среди мелких заливов Ладоги. Берега холмисты и красивы, дики, "Сергий" лавировал между этими берегами, придерживаясь вех, опасаясь камней и мелей. И лишь понемногу стал расширяться выход, открылась тусклая синева озера.
А потом и вовсе вышли на волю. Беловатые, крупные, с сине-стальной оторочкою облака хмуры, недвижны. Холодны их отраженья, тяжела вода, свинцовая. Прохладно! Невеселое предвечерие севера.
Понемногу все взоры соединились на белой, с синими верхами колокольне, на огромном куполе с ней рядом. Над полоскою леса водружен Собор мощным жестом, повелительно. Он приближается медленно, остров же растягивается в длину. "Сергий" держит курс на церковку, белую с золотом - скит Никольский на крохотном островке у входа, как бы сторожевой пост Валаама. Ночью отсюда светит маяк. А сейчас, пройдя мимо, медленно мы поднимаемся узким зеркальным заливом, среди чудесных лесов, к пристани главного острова. Проплываем вдоль монастырского сада. Сверху, из-за чугунной решетки, над белыми корпусами келий все та же громада Собора с золотыми крестами. Вечерний благовест.
Худой и слегка согбенный, в белом подряснике, с черною бородой и прекрасными ночными глазами отец Лука, иеромонах-гостиник, устраивает нам комнату. Ее маленькое оконце выходит прямо в жасмин. Светлые стены, узость кельи, бедные постели. Монастырская жизнь началась».
Посетив в свое время Валаам, русские поэты и писатели в память о нем создали замечательные произведения, ставшие литературным памятником, прочитав которые возникает желание побывать в этом чудесном уголке русской земли снова и снова.